Современный урок современен?

Современные требования к уроку диктуют  определенный подход  к структуре, приемам и техникам, способам организации деятельности детей, контролю  и оцениванию, самооцениванию и рефлексии. Много написано статей, книг, монографий, даны подробные рекомендации, учителя-исследователи апробируют современные технологии и делятся опытом, однако …

Все вышеперечисленное,  вызвав сиюминутный интерес, тут же отправляется на запыленную полку информационных источников, ибо традиционное лучше. Не спорю, классика всегда в моде, но только это не относится к современному образованию. Как можно соответствовать требованиям постиндустриального  общества, оставаясь в парадигме традиционного обучения?

Мы стараемся обогатить урок различными приемами,  ищем оригинальные способы включения в урок средств ИКТ, крутим, вертим, поем, танцуем и пребываем в эйфории от того, как все красиво и замечательно, как интересно детям, как это познавательно. А если еще и успеваем все это втиснуть в рамки 45 минут, то восхищения от собственного профессионализма  превосходят все ожидания. Сразу же возникает ряд вопросов.

Вопрос  первый. Интерес и мотив – это одно и тоже? Можно ли считать подборку фотографий,  прочтение стихотворения под музыку, объявление детям темы урока, целей и задач и т.д. мотивацией?

Вопрос второй. Можно ли выполнение заданий в группах считать работой над проектом, а полученный результат – продуктом?

Вопрос третий. Является ли обозначение цветом и смайликами эмоционального отношения к собственной работе на уроке и содержанию рефлексией?

Вопрос четвертый.  Самооценивание  - это выставление себе отметки за работу над заданием, за внимание на уроке и проявленный интерес?

Посещая различные уроки,  как своих коллег, так и учителей других школ, все чаще прихожу к выводу о подмене. Происходит подмена понятий, идей и при этом образованные люди искренне не понимают  «почему  все вышеперечисленное не имеет отношения к системно-деятельностному подходу».
Трудно сказать, насколько эффективным будет поиск ответов на поставленные вопросы, но одно я знаю точно, что неравнодушный  пытливый учитель задумается, проанализирует свой опыт, соотнесет его с требованиями времени и современных детей и, может быть, начнет меняться.

Осмысление собственной педагогической деятельности привело к пониманию того, что:
  • Мотив может порождаться потребностью разрешить некое противоречие или проблему.
  • Решение задач в группах, моделирование ситуаций и объектов, построение схем и таблиц на основе информационных источников не являются разновидностями проекта.
  • Рефлексия – это осмысление себя, своего внутреннего мира, изменений, которые происходят в себе, отношение к увиденному, услышанному, освоенному. Это разговор с собой!
  • Самооценивание  - оценка личностных изменений, «качественного прироста». 

Попробуйте и вы ответить на четыре вопроса и соотнести ответы со своим педагогическим опытом.

С пониманием очевидных фактов   приходит очевидное решение!

Комментариев нет:

Отправить комментарий