Как замотивировать учителя мотивировать учеников на уроке

Предполагаю, что уже  само название вызывает удивление читателей.  К чему такие сложности, любой учитель мечтает о замотивированных учениках! Мечтать - это хорошо! С другой стороны - что делать? Чтобы понимать весь спектр  проблем мотивации детей в школе и взрослых на работе, необходимо вновь обращаться к науке - психологии.
Мотив - это опредмеченная потребность. Иными словами, мотив возникает тогда, когда потребность человека встречается  с предметом, посредством которого она может быть реализована.
Теперь обратимся к проблемам мотивации школьников. Когда они обостряются настолько, что их нельзя не заметить?
Верно - в период перехода из начальной школы в среднюю. Почему? И как мы начинаем действовать в такой ситуации?
Чаще всего отвечают, что переход из 4 класса в 5 - это смена учителей, методов обучения, потеря жесткого контроля - АДАПТАЦИЯ! И это тоже  верно, но...

Именно на этот период приходится младший ПОДРОСТКОВЫЙ  возраст. Заметили - ПОДРОСТКОВЫЙ! Все знают, как  непросто выстраивать взаимоотношения с подростками и ждут этого жизненного этапа - 7-8 класс.  И когда он наступает, мы начинаем сетовать на детей и разводить руками в доказательство своей беспомощности. Поздно заметили, поздно задумались.

Уже в 10-11 лет дети начинают все больше испытывать потребность в общении со сверстниками, в самовыражении, в признании. Но взрослый еще авторитетен для ребенка, поэтому можно управлять детьми поощрением, контролем, убеждением  - "кнутом и пряником". А потом в один миг все меняется, хотя на самом деле у нас были 2-3 года, чтобы подготовиться, перестроить свою работу, взаимоотношения с детьми, подобрать соответствующие методики и технологии обучения.

"Так как же замотивировать детей?" - спросите вы. Ответ не претендует на оригинальность - обратитесь к возрастной психологии.  Подростки испытывают потребность в общении - подбираем технологию обучения, которая построена на сотрудничестве и предполагает общение как способ обсуждения, поиска решения, подготовки доклада и т.д. Подростки испытывают потребность в самовыражении, для них очень важно признание сверстников - создавайте ситуацию успеха, измените свое отношение к оценке, перестаньте  использовать ее как инструмент унижения и непринятия ученика.

Предмет сложный для понимания, "он мне не пригодится" - раскройте смысл изучения  предмета, личностное значение, вспомните себя в этом возрасте. Если вы и не говорили так вслух, то уж точно думали и обсуждали с одноклассниками. И дети по сути правы. Ведь изучение предметов в школе направлено не столько на получение заученных наизусть правил, формул, фраз и дат. Наша задача посредством школьных предметов развивать ребенка, его интеллектуальную, эмоционально-волевую сферы, учить не конкретным знаниям, а пониманию где и как получить недостающую информацию, добыть знания. Иными словами - НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ!

Так как же замотивировать учителя мотивировать учеников? Ответ прост - если мотивация детей является потребностью  для учителя, то с мотивацией будет все в порядке. Если учитель не испытывает в этом потребности, то остается только пожалеть детей и их родителей. Но жизнь на этом не заканчивается!

Комментариев нет:

Отправить комментарий